Бесплатная доставка от 20 000₽ и скидка 3% при оплате на сайте. Подробнее
Профиль
0 на 0 ₽

Блог

Как научить ребёнка делиться и быть вежливым

июл 30, 2020

Об этом нам рассказала Светлана Цветкова – семейный психолог, автор курсов по воспитанию детей...

Поделиться в соцсетях


В детстве нас учили делиться. Кто этого делать не хотел, подвергался осуждению и звался обидным словом «жадина». Сегодня отношение к данному вопросу поменялось. Психологи и родители признали право детей на «частную собственность», поэтому «делиться» стало скорее правом, чем обязанностью.

Как научить ребёнка делиться и быть вежливым? Об этом нам рассказала Светлана Цветкова – семейный психолог, автор курсов по воспитанию детей, супружеским отношениям и женской самореализации. Кроме того, Светлана счастливая жена и мама троих детей.


- Светлана, скажите, а надо ли делиться, стоит ли учить этому ребёнка?

- Да, конечно, детей нужно научить делиться. Мы обучаем ребёнка этикету и вежливости, как любому другому навыку. При этом родители должны понимать и уважать право ребёнка иметь личные вещи. Это могут быть игрушки, подаренные малышу или купленные специально для него. Если детей в семье несколько, часть игрушек являются общими. Чтобы избежать ссор, необходимо установить и объяснить правила пользования такими игрушками. Но когда речь идёт о личных вещах, ребёнок сам принимает решение о возможности делиться ими. Наша задача всё объяснить, но не давить и не нарушать границ. Для детей игрушки могут иметь такую же ценность, как для взрослых их личные вещи.


То есть тема про «делиться» — это не только вопрос вежливости и этикета, это ещё и про границы?

- Так и есть. Если родители постоянно просят ребёнка уступить, не отказывать в просьбе, не говорить «нет», это сказывается на его представлении о личных границах. Высока вероятность, что, став взрослым, такой человек продолжит всем уступать и угождать в ущерб себе.

Кроме того, ребёнок может быть привязан к определённым вещам. У моих знакомых малыш очень любил плюшевого совёнка. Он с ним ел, спал, гулял. Если «друг» терялся или на него кто-то посягал, ребёнок реагировал истерикой. Просить поделиться такой ценной вещью не стоит – это явное нарушение личных границ.

Надо понимать, что задача родителей – соблюсти баланс. Всем нам приходится идти на уступки – это нормально и в мире взрослых, и в мире детей. Важно научить ребёнка делиться и быть вежливым, при этом уметь защитить свои права.

- С какого возраста следует обсуждать с ребёнком правила общения со сверстниками, в том числе вопросы личных вещей и желания делиться?

- Обсуждать можно с самого раннего детства, но необходимо учитывать возрастные особенности. Например, в 2-4 года дети живут по принципу «я, моё, мне». Стыдить и называть «жадиной» в данном случае бессмысленно и даже вредно. Мы объясняем малышу ситуацию, предлагаем поделиться, но не настаиваем. В возрасте 4-6 лет у детей появляется определённый опыт взаимодействия со сверстниками. Они способны осознать последствия своих действий, общение проходит легче. При этом нужно учитывать, что темперамент у всех разный. Кто-то из деток стеснительный – чаще уступает. Другие более решительные и напористые – для них не составит труда отстоять своё.

Давайте разберём несколько ситуаций. Например, дети встречаются на детской площадке или в песочнице. Каждый приходит со своими игрушками. Как следует вести себя маме, если ребёнок не готов делиться?

- Желательно, конечно, обсудить с ребёнком возможные ситуации заранее. А в песочнице или на детской площадке лучше и вовсе не вмешиваться. В большинстве случаев дети способны сами решить возникшие вопросы. Если назревает серьёзная ссора, то опять же ни в коем случае не стыдить и не ругать на глазах у окружающих за нежелание делиться. Можно предложить малышам поменяться игрушками или дать возможность ребёнку поделиться позже, когда сам закончит игру.


- А если наоборот: ребёнок сам готов делиться, при этом хочет взять чужую игрушку, а хозяин против?

- В данном случае мы также объясняем ребёнку. Говорим, что у людей есть личные вещи. Каждый вправе сам решать, готов ли он делиться. Конечно, до малышей это донести сложно, поэтому предлагаем компромиссы. Например: «давай мы посмотрим твою игрушку, а ты нашу».

- Рассмотрим другую ситуацию. Гости пришли к вам домой. Тут уже все игрушки «мои», а другие дети, конечно, хотят с ними играть. Как здесь вести себя маме? Ведь не каждый ребёнок готов к тому, что его личные вещи бесцеремонно растаскиваются в разные стороны. При этом нужно соблюсти правила гостеприимства.

- Я приведу пример из опыта нашей семьи. Перед приходом гостей мы с детьми заранее обсуждаем, какими игрушками они не готовы делиться. Например, фигурки из конструктора, над которыми сын долго и кропотливо трудился, машина на пульте управления и другие ценные для ребят вещи. Их мы убираем подальше и не достаём в присутствии гостей. Остальные игрушки находятся в свободном доступе, и дети спокойно относятся к тому, что ими пользуются другие.


Давайте подведём итог и обозначим основные правила, чтобы научить ребёнка делиться:

  • У ребёнка должны быть его собственные вещи и право ими распоряжаться. Даже если есть братья и сёстры, все игрушки не могут быть общими.
  • Ребёнку нужно организовать личное пространство. Комнату, полку, ящик стола, где его вещи будут в сохранности. Если малыш всё время живёт в страхе, что игрушки в любой момент могут взять другие люди, то желания делиться у него не возникнет.
  • Чтобы научить делиться, можно рассказывать ребёнку терапевтические сказки. Вы можете их придумать самостоятельно или найти в интернете. На примере героев таких историй легко объяснить малышам, как приятно и здорово быть добрым и вежливым, уметь уступить или поделиться.
  • Ещё один способ – игры. Мы можем дать малышу сладости или мелкие игрушки и предложить поделиться с мамой, папой, братом или сестрой.
  • Не наказывать за «жадность» и поощрять желание делиться и любые добрые поступки.
  • Не вмешиваться в ситуации, когда дети сами способны решить вопрос.
  • Если дети рассорились из-за игрушки, то можно объявить, что у этой игрушки перерыв. Сейчас ею никто не будет играть, она вернётся позже, когда все смогут договориться.
  • Иногда можно использовать «таймер» в прямом смысле этого слова. Например, объясняем малышам, что две минуты играет один, а потом будет очередь другого. При этом ставим таймер.
  • Посмотрите с ребёнком мультфильмы о жадности, доброте, умении договариваться. Например: «Мы делили апельсин», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Кошкин дом».
  • И самое важное правило: будьте примером ребёнку. Не игнорируйте просьбы и делитесь сами. Будьте вежливы, добры и щедры с окружающими и собственными детьми. Всегда объясняйте причины, если не можете прямо сейчас дать малышу то, что он просит. Так мы формируем у детей правильную модель отношений между людьми, основанную на любви и уважении.